Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей: проведение родительских собраний; консультации
- противопожарная и техногенная безопасность: проведение тренировочной эвакуации; мероприятия по пожарной безопасности
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма: проведение родительских собраний по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; правила использования световозвращающих элементов; проведение совместных конкурсов для детей и их родителей
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов: проведение тренировочных эвакуаций; беседы с детьми; информация в родительских уголках
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2023
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
-
Перспективный план работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях (для всех участников образовательного процесса)
-
Рабочая программа ДОУ "Формирование безопасности дошкольников в быту, социуме, природе"
Соблюдение мер безопасности
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
Дорожная безопасность
Дорожная безопасность
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.
К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольная организация, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Мы считаем, что соблюдение правил безопасного поведения в повседневной жизни должно стать осознанной необходимостью .
Правовая основа, регламентирующая работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
Федеральные законы и программы
Федеральный закон о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 г. №196-ФЗ
Работа педагога с детьми
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделятся воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах.
Находясь еще в коляске, ребенок становится одним из участников дорожного движения. А как только он начинает ходить — из ведомого и пассивного ребенок превращается в наиболее активного. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Чаще это связано с невыполнением правил безопасного поведения детей на улицах, дорогах, в транспорте и т. д. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль или другое транспортное средство.
Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. И если в период пребывания в саду еще можно предполагать, что его могут провожать и встречать родственники, то когда он станет учеником, его безопасность будет определяться в основном уровнем его подготовленности к самостоятельному движению по улицам города, поселка.
Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода его из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем пространственном окружении (дом, двор, ближайшие улицы и дороги, территории детского сада и школы, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Световозвращающие элементы на одежде ребенка - нужны ли?
Уважаемы взрослые! Не забывайте, пешеходам и другим участникам движения необходимо использовать предусмотренные для них средства защиты. Важно помнить, что в условиях низкой освещенности водителю трудно правильно и быстро отреагировать на ситуацию, даже если он не нарушает правила дорожного движения. С момента обнаружения объекта на дороге до принятия решения водителем пройдет время, а машине предстоит преодолеть тормозной путь. Кроме того, велосипедисты и роллеры сами могут развить достаточно высокую скорость и по инерции не смогут быстро совершить манёвр. Таким образом, даже на маленькой скорости незащищенному человеку автомобиль может причинить значительный вред. Особо опасна такая ситуация для детей.
Один из вариантов решения данной проблемы, связанной с низкой освещенностью дорог – это использование пешеходами, велосипедистами и иными участниками движения так называемых «светоотражателей», что делает человека более заметным в темное время суток (с расстояния от 150 до 400 метров). При этом значительно снижается риск быть сбитым.
Профессионалы называют способность материала отражать свет – «световозвращающей», а детали, с использованием материалов, обладающих такой способностью – «катафотами». В настоящее время световозвращающие элементы используются как в специальной одежде сотрудников различных ведомств и служб, так и в спортивной, детской одежде и обуви, в мотоодежде и многом другом. Получают широкое распространение отдельные элементы, которые можно прикрепить куда угодно: подвески, значки, брелоки, наклейки и т.п.Сейчас в российском законодательстве есть только рекомендательная норма для пешеходов по использованию световозвращающих материалов при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Данной рекомендации практически никто не следует, «светоотражатели» воспринимаются как элемент в основном необходимый только детям или людям в специальных костюмах, однако это простое средство во многих ситуациях может спасти жизнь!
Основные направления, формы и методы профилактической деятельности по обеспечению дорожной безопасности в детском саду
Значительный пласт работы МДОУ – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Профилактическая работа ведётся в следующих направлениях:
I. Наглядная агитация и специальная атрибутика
При изучении правил дорожного движения особенно важны принципы наглядности и доступности, которые традиционно применяются педагогами в работе с дошкольниками, когда последние должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать в группе, в коридорных рекреациях здания детского сада при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов, организовав так называемые «островки безопасности».
II.Тематический стенд по безопасности дорожного движения для взрослых и детей размещен на видном месте в вестибюле дошкольной организации, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с содержанием представленных материалов.
На нём расположены необходимые информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие и наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения.
На стенде сделаны специальные «карманы» из прозрачного материала, удобные для размещения и периодического обновления материалов. В «карманах» в качестве образцов могут находиться современные учебно-методические разработки, публикации периодической печати, наглядные иллюстрации (небольшого формата) по тематике дорожной безопасности.
III.Детские уголки в групповых ячейках по БДД (наличие плакатов по тематике, тренировочных моделей)
В каждой группе организованы уголки безопасности, посвящённые, в том числе правилам безопасности на дороге. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах определяет тематика занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.
Используются макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Взаимодействие с родителями
Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников нужно строить работу таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом — знакомство с публикациями из местной и центральной прессы, в третьем — коллективные собрания и т.п.